Вы хотите поделиться с нами горячими новостями в ритейле? Прислать новость

Я говорю

х5

Допинг-тест перед стартом: X5 Retail на пороге голодного 2015 года

Александра Петрова

Завершившейся осенью инвесторы X5 Retail Group впервые за несколько лет почувствовали робкие, но позитивные тренды в компании. Агентство S&P изменило прогноз по рейтингу Компании X5 Retail Group со «стабильного» на «позитивный» и установило долгосрочный корпоративный рейтинг Х5 на отметке «В+», а рейтинговое агентство Moody’s изменило прогноз кредитного рейтинга по Компании со «стабильного» на «позитивный» и сообщило о подтверждении корпоративного рейтинга X5 на уровне B2.

В конце октября 2014 года X5 Retail Group провела «День инвестора» на Московской фондовой бирже, в рамках которого топ-менеджмент компании рассказал аналитикам и инвесторам о текущем положении и перспективах компании. Проведение такого мероприятия также должно говорить о начале позитивных изменений в компании. В рамках этого мероприятия компания озвучила планы позитивного развития: Елена Милонова, финансовый директор X5, в ходе встречи с инвесторами сообщила о повышении прогноза по выручке на этот год и о планируемом росте продаж на 17-19% за 2014 г., вместо ожидавшихся ранее 10-12%. При этом компания пока не планирует выплачивать дивиденды свои инвесторам.

Главным локомотивом Группы по итогам третьего квартала и 9 месяцев 2014 года ожидаемо стала «Пятерочка» показав рост выручки более 30%. Но эксперты рынка пока с опаской говорят об успехах сети. По итогам «Дня инвестора» Виктория Петрова, аналитик Credit Suisse, сообщила: «Меня лично несколько смущает, что сейчас компания выходит из непростого периода и показать сейчас позитивные результаты, может быть, проще, чем впоследствии».

Точку зрения Виктории Петровой относительно результатов работы «Пятерочки» подтверждают и источники в компании. По их мнению, причиной наметившегося роста показателей сети дискаунтеров стала последовательность внутренних событий и обстоятельств в компании: для управления сетью после ухода Олега Высоцкого из команды Льва Хасиса был назначен Фрэнк Мрос, до прихода в Х5 18 лет работавший в немецкой сети Lidl. Господин Мрос на новом месте не смог найти общего языка с новой командой и учесть реалии работы на российских региональных рынках. После ухода г-на Мроса сеть оставалась под непосредственным руководством CEO компании Стефана Дюшарма на протяжении нескольких месяцев и только в мае 2013 года у «Пятерочки» появился новый руководитель – Ольга Наумова, ранее работавшая на руководящих позициях в компаниях Rimera, Северсталь, IBS и др.

С приходом г-жи Наумовой в сети начали проводиться позитивные изменения. В очередной раз стартовала ребрендинг, были закрыты и проданы торговые точки, не соответствующие уровню эффективности. Также драйвером роста показателей сети дискаунтеров стало, по мнению источника в компании, общее снижение покупательской способности населения и отток покупателей из более дорогих сетей в дискаунтеры.

Положение дел в других сетях X5 Retail остается менее позитивным: по итогам третьего квартала рост выручки в «Перекрестках» и «Каруселях» составил чуть более 8% к третьему кварталу предыдущего года, в то время как «Пятерочка» показала 30,3% роста. По мнению экспертов компании, такое изменение связано с общей экономической ситуацией на рыке: покупатели с ростом курса валют не могут увеличивать свои расходы и предпочитают экономить в дискаунтерах.

С учетом тенденций развития бизнеса в компании была разработана новая стратегия. В частности, Группа планирует продолжить создание автономных сетей. Если ранее, например, логистический модуль был общим для всех сетей, то сейчас в планах компании — создание отдельных распределительных центров для каждой сети. Эксперты рынка оценивают эту инициативу негативно, так как считают, что это повлечет за собой создание нерентабельных складских мощностей. По данным источника в X5 Retail в ближайшее время по форматам будут разделены также сервисные функции и подразделение IT. Существует мнение, что с помощью жесткого разделения всех сервисов Группа готовится к возможной продаже отдельных сетей.

Вероятно, такая стратегия развития поможет X5 Retail вернуть себе лидирующие позиции на рынке по выручке и капитализации. Напомним, компания уступила первое место по объему выручки сети «Магнит» по итогам 1 квартала 2013 года. Стефан Дюшарм, CEO компании, назначенный сразу после отчетности компании по итогам 1 квартала 2013 года, предпринимает заметные усилия в этом направлении, хотя ему и достался целый ряд проблем в наследство от работы предшественника.

За время работы г-на Дюшарма у руля X5 на ключевые позиции в компании были назначены новые руководители, сменившие команду экспатов, пришедших в компанию после ухода команды Льва Хасиса. Г-н Дюшарм стремится создать эффективную команду, аналогичную той, что в 2000-х гг. привела Х5 к лидерству. Кроме того, в наследство новому руководителю Х5 достались внутрикорпоративные проблемы: демотивированный увольнениями и сокращениями персонал, разорванные связи между сервисными процессами и нуждами подразделений, а также дублирующиеся функции, появившиеся в результате разделение слаженных команд на форматы.

Именно с таким багажом проблем и наработок, с надеждой пока только на «Пятерочку», компании предстоит отправиться в кризисный 2015 год, который, хотелось бы верить, принесет X5 дополнительную выручку и позволит приблизить потерянное первое место по объемам продаж.

Facebook By Weblizar Powered By Weblizar

Retex_230_300