Вы хотите поделиться с нами горячими новостями в ритейле? Прислать новость

Аналитика, Слышали?

Кризис жанра: восемь забытых строителями российских торговых центров


Эксперты   проанализировали ситуацию с заброшенными ТЦ в России. Причины их запустения связаны с тремя факторами: экономическим кризисом, неразрешёнными организационными вопросами и форс-мажорными обстоятельствами. Решить проблему заброшенных объектов можно переоборудовав их в низкокачественные ТЦ, под другие непрофильные функции или внедрением  развлекательной составляющей.

По данным департамента управления активами и инвестициями NAI Becar, основную массу заброшенных торговых центров в США составляют объекты, построенные 20-50 лет назад. Они устарели, не выдержали конкуренции и закрылись в следствие низкой посещаемости и падения числа арендаторов. При этом собственники не стали сносить или переоборудовать эти объекты под иной функционал, а просто бросили их.

По словам Ольги Шарыгиной, управляющего директора департамента управления активами и инвестициями NAI Becar, в России ситуация совершенно иная. «Во-первых, отечественный рынок намного моложе – качественные торговые центры начали появляться около 10 лет назад. Растущий сегмент рынка представляет интерес для девелоперов, и из него стараются «выжать» по максимуму, – рассказывает Ольга Шарыгина. – До недавнего времени торговая недвижимость была вторым по доходности сегментом после жилой. Возможно, по этой причине  мы не обнаружили в России ни одного заброшенного торгового центра, который когда-то был успешен, а после перестал посещаться и заполняться арендаторами, как это было в США».

Эксперты NAI Becar разделили все заброшенные торговые центры на три группы: недостроенные ТЦ, пострадавшие от экономического кризиса 2008 года; ТЦ, реализация которых приостановилась из-за неразрешённых организационных вопросов; ТЦ, пострадавшие от форс-мажоров.

ГРУППА 1. НЕДОСТРОЕННЫЕ ТЦ, ПОСТРАДАВШИЕ ОТ КРИЗИСА 2008 г.

У объектов этой группы возникли проблемы с финансированием, либо они отошли в качестве залога банкам, либо их прекратили финансировать по причине отсутствия денег у собственника. Все проекты находятся на довольно высокой стадии готовности – от 60 до 80%.

ТРК «Гранд Сити»,  г. НовосибирскРис. 1. ТРК «Гранд Сити», г. Новосибирск
Адрес: Проезд Энергетиков, д. 6/1
Год постройки: 2008
Общая площадь: 45 400 кв. м
Пустует с 2009 года
Рис. 2. ТЦ на Мочищенском шоссе, г. Новосибирск
Адрес: угол Мочищенского шоссе и ул. Краузе
Год постройки: 2008
Общая площадь: 15 430 кв. м
Пустует с 2008 (недострой)
Рис. 3. ТРЦ, г. Сочи
Адрес: ул. Навагинская, д. 9/3
Год постройки: 2014
Общая площадь: 20 000 кв. м
Пустует с 2014 (недострой)
Рис. 4. ТРК «Одинцово», г. Москва
Адрес: угол Можайского шоссе и 2-Советской ул., Одинцово, Москва
Год постройки: 2008
Общая площадь: 69 477 кв. м.
Пустует с 2008 (недострой)
Рис. 5. Офисно-торговый центр «Счастливая семья», Московская область
Адрес: просп. Ленинского Комсомола, д. 64 А, Видное
Год постройки: 2007
Общая площадь: нет данных
Пустует с 2007 (недострой)

 

ГРУППА 2. ТЦ, ПОСТРАДАВШИЕ ОТ НЕРАЗРЕШЁННЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ

Рис. 6. МФК «Зенит», г. Москва
Адрес: Проспект Вернадского, д. 82
Год постройки: 1995
Общая площадь: 100 000 кв. м.
Пустует с 1995 (недострой)
Рис. 7. Торгово-офисный центр «Женский центр», г. Москва
Адрес: угол Цветного бульвара и Садового кольца
Год постройки: 2003
Общая площадь: 27 500 кв. м
Пустует с 2003 (недострой)

Причинами «заморозки» таких проектов могут стать неразбериха с документацией на земельный участок, отсутствие грамотной концепции, конфликты между собственниками. Торговые центры данной группы, как правило, также являются недостроями на высокой стадии готовности.

 ГРУППА 3. ТЦ, ПОСТРАДАВШИЕ ОТ ФОРС-МАЖОРНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Рис. 8. ТЦ «Аэродром», г. Санкт-Петербург
Адрес: просп. Испытателей, д. 9, к. 2.
Общая площадь: нет данных
Пустовал с 2014, на данный момент ведутся работы по сносу здания

В третью группу входят когда-то функционировавшие объекты, пострадавшие в результате пожара, затопления, существенного разрушения и т.д. Собственники просто не стали их восстанавливать.

«Заброшенные объекты можно переоборудовать в более низкокачественные торговые центры, заполнив их краткосрочными арендаторами сегмента «эконом», или под другие непрофильные функции, например, склад интернет-магазина, – рассказывает Ольга Шарыгина. – Наиболее распространённым вариантом спасения торгового центра сейчас является наполнение многочисленными развлекательными функциями».

Facebook By Weblizar Powered By Weblizar

Retex_230_300