Вы хотите поделиться с нами горячими новостями в ритейле? Прислать новость

Я говорю

киберпон

От «Киберпонедельника» к «Фиолетовой среде»

Евгения Белоусова

26 января в российском e-commerce состоится третья по счету ежегодная акция распродаж «Киберпонедельник». Три года назад, в самом начале, у нее были все шансы, если и не догнать и обогнать американский CyberMonday, то хотя бы стать запоминающимся и  ожидаемым событием в российской интернет-торговле. Расскажу, почему этого так и не произошло.

Тому есть одна объективная  и пара субъективных причин. Объективная — размер скидок. Потребитель, ориентируясь на китайские и американские традиции распродаж, ожидает получить в этот день и в российских магазинах существенный дисконт, преимущественно на гаджеты. В то время, как импортозависимый отечественный  ритейл может сделать на них скидку лишь в диапазоне 5-10%. На не менее популярную бытовую технику, правда, реально снизить цену на 30-50%, в зависимости от сегмента. Это, конечно, не ожидаемые 80%, но тоже, если вникнуть и разобраться, неплохо, особенно, учитывая реалии российской экономики.
В общем-то ритейлерам можно сообща потратить пару лет на разъяснительные работы среди потребителей и в итоге приучить их к этому миропорядку. Но вот тут как раз в ситуацию вмешиваются субъективные факторы в лице собственно тех же самых ритейлеров, да и организаторов акции…Посмотрим ретроспективно, каким образом.

Пилотный

Первый «Киберпонедельник» в 2013 году придумал позаимствовать в США и провести в России Максим Фалдин из компании Wikimart. Его идею поддержали следующие игроки: Enter, «Белый Ветер» (светлая ему память), «Десятое измерение», «М.Видео» и «Эльдорадо». Продажи у этих ритейлеров в день акции, 28 января, побили все рекорды, правда, и уровень негатива от покупок тоже зашкаливал. А все потому, что некоторые ритейлеры накануне специально завысили цены, чтобы в день распродаж показать покупателям существенный дисконт, и попались на этом; другие магазины посчитали уместным сделать максимальную скидку только на товары из серии «на тебе, Боже, что нам негоже», третьи не перевели службы логистики, доставки и  клиентского сервиса в режим «чрезвычайной ситуации» и те попросту не справлялись.

Второй

К следующему году ажиотажа вокруг «Киберпонедельника» поубавилось. Вопреки ожиданиям  ритейлеров, судя по итоговым показателям продаж в рамках этой второй акции, интернет-покупатели ничего им не забыли и не простили. Блогеры и журналисты тоже. Хотя и веру в подобные акции, судя по тем же самым показателям, еще не утратили, поэтому все же пришли за покупками.
Всего в этот день распродажу товаров провели порядка 100 магазинов.  Роль организатора второго «Киберпонедельника» на себя взяла Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), благодаря чему у акции появился единый колл-центр, общий интернет-ресурс и внятные правила участия и проведения. Вторая акция, таким образом, прошла тише, но организационно лучше. Да и ритейлеры, спасибо им большое, тоже не грешили так отчаянно, как в первый раз. Правда, и не сильно громко сообщали своим покупателям о «Киберпонедельнике» и действовавших в этот день предложениях. Например, на сайтах некоторых магазинов  нужно было основательно и долго их искать, прежде, чем обнаружить и оформить заказ. Некоторые магазины, к тому же, в этот день проводили параллельно и  свои сезонные распродажи, которые фактически дублировали предложения «Киберпонедельника».

Последний?

Тем не менее, у АКИТ и компаний-участниц после второй акции был неплохой задел на будущую успешную третью. Организатору требовалось не так много: подключить маркетинговые инструменты к продвижению акции, в том числе, «вирусы», сделать упор на пиар мероприятия в регионах, привлечь крупных партнеров, из числа, например, платежных систем, сделать marketplace и настоятельно посоветовать ритейлерам-участникам, хотя бы из числа собственных членов, подготовить уникальные предложения — по цене и ассортименту —  и сделать грамотную коммуникацию на своих ресурсах.

Но все эти штрихи уместны только, когда акцию планируют продолжать в будущем и делать все лучше. А, судя по тому, как ее в этом году готовят, «Киберпонедельник» вообще решено тихо свести на нет. Иначе чем объяснить это длительное затишье накануне акции. К слову, 19 января, за неделю до распродажи, ее еще ничего официально не предвещало  — ни на сайте АКИТ, ни в их официальной группе  в фэйсбуке. Вместо этого в сети висело поздравление Ассоциации с Новым годом, адресованное в Вечность. К потребительскому счастью, на следующий день, 20 января, в группе АКИТ все же появился анонс и адрес сайта мероприятия. К слову, с прошлого года на нем мало что изменилось, даже год на логотипе акции указан прошлый, а вот число другое — 26.01. Я не поленилась и прошлась по сайтам компаний-участниц за четыре дня до «Киберпонедельника». И поняла, что им в основном не до глобальной распродажи в этом году, ну, оно и понятно: заморочек много, выхлопа будет, вероятно, мало, да и «Черный вторник» недавно успешно прошел. В сообществах и блогах, в которых до этого два года подряд публично поджидали «Киберпонедельник» и делали неутешительные прогнозы, в этом году тоже тихо.
Хотя, может быть, не все так грустно, как кажется со стороны, и третий «Киберпонедельник» вопреки пессимистичным прогнозам, напротив, продемонстрирует, что есть еще порох…. Всегда ведь есть место чуду.
А в следующем году я на месте ритейлеров взяла бы да и отменила уже эти, как показывает текущий год, никому особо ненужные «киберпонедельники». А устроила, например, всероссийскую  акцию под названием «Фиолетовая среда» со слоганом «Без гарантий. Без подготовки. Как пойдет».

  • http://maskvich.ru Michael Mykalo

    Сиреневый четверг на нами пролетает…
    Далее по тексту песни.
    А статья хорошая.

Facebook By Weblizar Powered By Weblizar

Retex_230_300