Вы хотите поделиться с нами горячими новостями в ритейле? Прислать новость

Аналитика

Царское место: Россия стала крупнейшим рынком торговой недвижимости Европы


Впервые за 43 года Франция уступила первое место крупнейшего рынка торговой недвижимости России. По данным международной консалтинговой компании Cushman & Wakefield этот факт стал реальностью после второго полугодия 2014 года, когда на рынок Европы вышел ряд крупных торговых центров. Впрочем, лидерство России может продлиться только до конца 2015 года. На европейских рынках — оживление.

Больше половины нового предложения на рынке торговой недвижимости во втором полугодии 2014 года было представлено российскими объектами. Таким образом, к концу прошлого года общий объем предложения в России превысил 17,7 млн. кв.м., в то время как во Франции аналогичный показатель составил 17,66 млн кв.м.  Третьим крупнейшим рынком с общим объемом предложения равным 17,1 млн. кв.м.  признана Великобритания.

Игры престолов 

По данным последнего отчета Cushman & Wakefield «Торговая недвижимость Европы», по состоянию на 1 января 2015 года общий объем предложения на рынке торговой недвижимости составляет 152,3 млн. кв.м., что на 3,3% больше показателя прошлого года. Хотя Западная Европа занимает 69% общего объема уже существующих площадей, новое строительство сосредоточено  в Центральной и Восточной Европе. Так, во втором полугодии 2014 года на рынок Восточной Европы вышли проекты с общей площадью 2,2 млн кв.м., в то время как Западная Европа демонстрирует показатель более, чем в 2 раза меньше — 981 000 кв.м.

Активность европейских девелоперов вызвана необходимостью удовлетворить спрос потребителей на крупные торговые центры с большим разнообразием брендов, развлекательных услуг, а так же ресторанами и кафе.

Расширения и реконструкции объектов на крупнейших рынках Западной Европы демонстрируют стремление девелоперов поддержать спрос на малые или устаревшие проекты, в то время как на рынке Восточной Европы строятся, преимущественно, новые «суперрегиональные» объекты с широкой зоной охвата.

По информации Cushman & Wakefield подобные тенденции будут также наблюдаться в 2015 и 2016 гг. Набольшее количество проектов запланировано к реализации в России и Турции при довольно низкой обеспеченности торговыми площадями на душу населения. Однако развитие проектов в России зависит от условий кредитования и международной геополитической ситуации.

По данным консалтинговой компании JLL, на рынок Москвы вышло около 250 тыс. кв. м, что является наивысшим показателем первого квартала за всю историю рынка. При этом в целом по России динамика стала замедляться: если в январе—марте 2014 года было открыто 11 качественных торговых центров общей полезной площадью 410,4 тыс. кв. м, то в этом году за тот же период открылось только шесть ТЦ на 348,7 тыс. кв. м, подчеркивают в Cushman & Wakefield. Три из них были построены в Москве: ТРЦ Columbus, ТЦ «Кунцево Плаза» и Центральный детский магазин на Лубянке.

Рынки Западной Европы, ранее демонстрирующие слабую девелоперскую активность, также усилят свои позиции. Так, в последующие два года в Италии будет реализовано в два раза больше проектов торговой недвижимости, чем в Великобритании.

Гири на ногах 

«С марта 2014 года российский рынок торговой недвижимости испытывает небывалое давление. Украинский кризис и последующие за ним санкции, падение курса рубля и цены на нефть, особенно четко проявившееся во втором полугодии прошлого года, вызвали у арендаторов практически паническую реакцию. Как и следовало ожидать, значительный объем нового предложения остается вакантным, а ритейлеры по большей части сосредоточены на оптимизации существующих площадей, а не на открытии новых торговых точек», — заявил WZOR  Максим Карбасникофф, партнер, руководитель отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield в России.

Тем не менее,  по словам Карбасникоффа, стабильные продажи на рынке розничной торговли в 1 кв. 2015 года, укрепление курса рубля, низкий уровень вакантных площадей в существующих торговых центрах и в определенной степени ограниченное новое предложение позволяет надеяться на оживление рынка».

Смена тренда? 

Общая доля вакантных площадей в московских торговых центрах, несмотря на большой объем ввода в первом квартале, выросла незначительно — с 6 до 6,5%, подсчитали в JLL. В то же время в ближайшие два года из-за низкого спроса со стороны ретейлеров торговые центры продолжат открываться с заполненностью галереи на уровне 30–50%.

На фоне спада на российском рынке, инвестиционная активность в Европе значительно усилилась за предыдущий год, когда ряд крупных центров сменил собственников, ставки доходности практически вернулись на докризисный уровень на многих рынках. Недостаток нового качественного предложения ведет к дальнейшему распространению спроса на новые рынки, такие как Испания, а также вызывает больший интерес к рынкам второго эшелона и активам.

 

 

Facebook By Weblizar Powered By Weblizar

Retex_230_300